ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В РЕСТОРАНАХ И БАРАХ

·     Результаты исследований, проведенных в 32 странах, говорят о том, что законы, ограничивающие курение, снижают у некурящих людей риск подвергнуться воздействию вторичного табачного дыма в общественных местах.[1], [2]

·     Пассивное курение является основным источником загрязнения воздуха внутри закрытых помещений, таких как бары и рестораны. Почти 35% россиян подвергаются воздействию вторичного табачного дыма на работе, 90,5% — в барах и 78,6% — в ресторанах.[3]

·     Воздействие вторичного табачного дыма является причиной рака легких, болезней сердца, дыхательной системы и других заболеваний.

·     С каждым годом растет число стран, в которых запрещается курение в барах и ресторанах с целью уменьшения воздействия вторичного табачного дыма и улучшения здоровья людей.

 

ЗАКОНЫ, ЗАПРЕЩАЮЩИЕ КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, НЕ ВЛИЯЮТ НА ПРИБЫЛЬ РЕСТОРАНОВ И БАРОВ

·     В 2009 году специалисты Международного агентства ВОЗ по изучению рака проанализировали 165 исследований и пришли к заключению, что «законодательные меры по ограничению курения не оказывают отрицательного экономического воздействия на деятельность ресторанов, баров и учреждений, обслуживающих туристов». При этом во многих исследованиях отмечается незначительный положительный экономический эффект таких законодательных мер.[4]

·     Результаты исследования, проведенного в Шотландии после введения запрета на курение в общественных местах в 2006 году, показали, что закон не оказал существенного воздействия на выручку ресторанов и баров.[5]

·     Результаты исследования, проведенного в 2011 году, показали, что через три года после введения полного запрете на курение в норвежских барах и ресторанах не наблюдалось никакого значительного негативного воздействия на выручку ресторанов.[6]

·     Проведенный в 2005 году анализ 115 исследований, осуществленных в Австралии, Канаде и США, показал, что «законы, запрещающие курение в общественных местах, не оказывают отрицательного влияния на уровни продаж, доходов, прибыли и занятости ресторанов, баров, гостиниц и игорных заведений в долгосрочной перспективе».[7], [8]

·     Результаты аргентинского исследования последствий принятия «бездымных законов» в Буэнос-Айресе и четырех провинциях показали, что эти законы не привели к снижению объемов продаж в барах и ресторанах. Наоборот, в Буэнос-Айресе объемы продаж в барах и ресторанах увеличились на 7–10%.[9]

·     В Соединенных Штатах результаты исследований, изучавших последствия законодательных мер по запрету курения в барах и ресторанах в 30 штатах, показали, что запреты не оказывают негативного экономического воздействия на индустрию, напротив, прибыль рестораторов возросла после введения ограничений.[10]

o  После введения запретов на курение в ресторанах и барах в Эль-Пасо, Техас, какого-либо существенного негативного воздействия на уровень доходов не отмечалось.[11]

o  Через два года после принятия запрета в штате Вашингтон доходы баров и ресторанов оказались на 105,5 миллионов долларов США выше, чем ожидалось.[12]

o  В штате Миннесота после введения в действие ограничения на курение не было отмечено никаких существенных изменений уровня занятости в ресторанах и барах, располагавшихся как в сельской местности, так и в городских районах.[13]

 

ЗАКОНЫ, ЗАПРЕЩАЮЩИЕ КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, ПРИВОДЯТ К СНИЖЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИЯХ

·     Результаты исследований показали, что в помещениях гостиниц, кафе и ресторанов концентрация канцерогенных веществ и окиси углерода в несколько раз превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) токсичных веществ в воздухе, что опасно для здоровья как клиентов, так и сотрудников заведений.

·     Результаты многочисленных исследований показывают, что условное разделение залов обслуживания на «курящие» и «некурящие» неэффективно, так как средние значения токсичных и канцерогенных веществ (в частности, бензопирена) в обеих зонах одинаковы — уже через час воздух в залах, где курят и где не курят, полностью перемешивается.[14]

·     По данным исследования качества воздуха более чем в 1800 общественных местах в 32 странах, уровень загрязненности воздуха в тех помещениях, где курение запрещено, был на 89% ниже.[15], [16]

·     В другом исследовании оценивалось соблюдение требований «бездымных» законов. Ученые выявили, что уровень загрязненности воздуха внутри помещений в американских штатах Нью-Йорк, Массачусетс, Делавэр и Гавайи, а также в Шотландии, Ирландии, Англии, Финляндии и Италии снизился на 71–99% после введения в действие соответствующих местных, региональных или общенациональных антитабачных законов.[17]

 

ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КУРЕНИЕ, НА ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ

·     В Канаде после введения полного запрета на курение в общественных местах — в барах и ресторанах — общее число случаев поступлений в больницу из-за сердечно-сосудистых заболеваний снизилось более чем на треть (на 39%), из-за респираторных заболеваний — на 33%.[18]

·     В Шотландии через три месяца после введения в действие всеобъемлющего законодательства об ограничении курения у работников баров было отмечено уменьшение респираторных симптомов на 26%.[19],[20]Число новых случаев астмы среди детей снизилось на 13%.[21]

·     В штате Аризона после введения полного запрета на курение в общественных местах — в барах и ресторанах — число новых случаев астмы снизилось на 22%.16

·     В Калифорнии после введения в действие закона о запрещении курения в барах и ресторанах в 1988 году случаи рака, ассоциированные с курение, сократились на 12% среди мужчин и 8% среди женщин в течение первого года. При этом заболевания раком легких снизились на 19,5%.[22]

·     После введения во Франции с 1 января 2008 года в действие запрета на курение в ресторанах, гостиницах и казино количество поступлений в отделения интенсивной терапии пациентов с инфарктом миокарда снизилось на 15%.[23]

 


[1]P. Huang, MD, Texas Dept of Health. A. K. De, PhD, Div of Applied Public Health Training, Epidemiology Program Office; M. E. McCusker, MD, EIS Officer, CDC.

[2]Hyland A., Travers M. J., Dresler C., Higbee C., Cummings K. M. A 32-country comparison of tobacco smoke derived particle levels in indoor public places. TobControl2008; 17(3):159-65.

[3]Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака. Российская Федерация, 2009.

Страновой отчет. М.,2009.

[4]World Health Organization International Agency for Research on Cancer. Evaluating the Effectiveness of Smoke-free Policies. IARC Handbook of Cancer Prevention. Lyon: WHO IARC, 2009.

[5]Hyland A., Hassan L. M., HIggbee C., Boudreay C., Fong G. T., Borland R. et al. The impact of smokefree legislation in Scotland: results from the Scotistish ITC: Scotland/UK longitudinal surveys. European Journal of Public Health. 2009. Apr; 19(2): 198-205.

[6]Melberg H. O., Lund K. E. Do smoke-free laws affect affect revenues in pubs and restaurants? Eur J Health Econ. 2010. Nov 20.

[7]Luk R., Ferrence R. The economic impact of smoke-free legislation on the hospitality industry. Special Report Series. Toronto: OntarioTobaccoResearchUnit, 2005.

[8]Законы, запрещающие курение в общественных местах, способствуют улучшению здоровья населения. Tobacco Free Kids, October 2011. www.tobaccofreecenter.org.

[9]Gonzalez-Rozada M., Molinari M., Virgolini M. The economic impact of smoke-free laws on sales in bars and restaurants in Argentina. CVD Prevention and Control. 2008; 3(4):197-203.

[10]Alamar and Glantz. “Smoke-free Ordinances”. D. W. Cowling and P. Bond. “Smoke-free Laws and Bar Revenues in California — the Last Call,” Health Economics 14:12 (2005) 1273-81. W. J. Bartosch and G. C. Pope. “The Economic Effect of Smoke-free Restaurant Policies on Restaurant Business in Massachusetts,” Journal of Public Health Management and Practice 5 (1999) 53-62. S. A. Glantz and A. Charlesworth. “Tourism and Hotel Revenues, Before and After Passage of Smoke-free Restaurant Ordinances,” Journal of the American Medical Association 281 (1999) 1911-18. A. O. Goldstein and R. A. Sobel. “Environmental Tobacco Smoke Regulations Have Not Hurt Restaurant Sales in North Carolina,” North Carolina Medical Journal 59 (1998) 284-88. S. A. Glantz and L. R. A. Smith. “The Effect of Ordinances Requiring Smoke-free Restaurants and Bars on Revenues: A Follow-up.” American Journal of Health 87 (1997) 687-93. J. Sciacca and M. I. Ratliff, “Prohibiting Smoking in Restaurants: Effects on Restaurant Sales,” American Journal of Health Promotion 12:3 (1998) 176-84. A. Hyland, K. M. Cummings, and E. Nauenberg. “Analysis of Taxable Sales Receipts: Was New York City’s Smoke-free Air Act Bad for Restaurant Business?” Journal of Public Health Management and Practice 5:1 (1999) 14-21.

[11]P. Huang, MD, Texas Dept of Health. AK De, PhD, Div of Applied Public Health Training, Epidemiology Program Office; ME McCusker, MD, EIS Officer, CDC.

[12]Boles M., Dilley J., Maher J. E., Boysun M. J., Reid T. Smoke-free law associated with higher-than-expected taxable retail sales for bars and taverns in Washington State. Prev Chronic Dis 2010; 7(4):A79.

[13]Klein E. G., Forster J. L., Erickson D. J., Lytle L. A., Schillo B. Economic effects of clean indoor air policies on bar and restaurant employment in Minneapolis and St Paul, Minnesota. JPublicHealthManagPract. 2010; 16(4):285-93.

[14]Запрет на курение в общественных местах. Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП).

[15]Hyland A., Travers M. J., Dresler C., Higbee C., Cummings K. M. A 32-country comparison of tobacco smoke derived particle levels in indoor public places. TobControl2008; 17(3):159-65.

[16]Законы, запрещающие курение в общественных местах, способствуют улучшению здоровья населения. Tobacco Free Kids, October 2011.

[17]Hahn E. J. Smokefree legislation: a review of health and economic outcomes research. Am J Prev Med 2010; 39, S66-76.

[18]Association of anti-smoking legislation with rates of hospital admission for cardiovascular and respiratory conditions; Alisa Naiman, Richard H Glazier , Rahim Moineddin; The Institute for Clinical Evaluative Sciences; the Department of Family and Community Medicine, University of Toronto; the Toronto East General Hospital, Toronto, Ont.

[19]Доклад Всемирной организации здравоохранения о глобальной табачной эпидемии, 2009.

[20]Menzies D. et al. Respiratory symptoms, pulmonary function, and markers of inflammation among bar workers before and after a legislative ban on smoking in public places. Journal of the American Medical Association, 2006, 296:1742–1748.

[21]Judith E. et al. Nutrition through the life cycle. Belmont, CA: Wadsworth, CENGAGE Learning, ©2011, Stanton Glanz, PhD., Mariaelena Gonzalez, PhD., Effective tobacco control is key to rapid progress in reduction of non-communicable diseases, The Lancet, Early Online Publication, 29 September 2011.

[22]The report by the state Department of Health Services.

[23]Г. М. Сахарова, Н. С. Антонов, Вредное воздействие табакокурения на здоровье и подходы к лечению табачной зависимости, 2008.http://medi.ru/doc/g846607.htm.